«Китайский паразит»
Три года собиралась написать самую страшную байку своей китайской жизни. Наконец-то у меня появилось на это время и вдохновение.
Был солнечный тёплый апрель. Рано утром сходила провела единственную пару. Поскольку к 9:25 мой рабочий день уже закончился, решила заскочить в душ взбодриться и поехать куда-нибудь покататься на велосипеде. Уже в ду́ше обратила внимание на чёрную точку на голени. Провела намыленной губкой – пятнышко осталось. Что это, новая родинка? Присмотрелась и оцепенела: в моём теле находился клещ. Самый настоящий клещ. В голове пронеслись страшные мысли: энцефалит, паралич, смерть, а я в Китае. За полсекунды впадаю в панику, за две секунды выковыриваю клеща и с отвращением бросаю его в воду. Из ранки начинает сочиться кровь.
Никогда раньше не сталкивалась с клещами, поэтому слишком поздно поняла, что лучше не извлекать их из тела самостоятельно. Однако вовремя вспомнила, что в больницу на исследование нужно обязательно сдавать и паразита. То, что мне нужно в больницу, я не сомневалась совершенно.
Начинаю судорожно искать в воде злополучную чёрную точку. Нахожу сразу (слава Будде, в моём китайском общежитии хреновая сантехника и сток работает ооочень медленно).
Дрожащими руками помещаю намокшее, но всё ещё подающее признаки жизни насекомое в стеклянную баночку. Звоню своей лучшей китайской подруге Лили (когда-нибудь я посвящу ей отдельную байку). Срывающимся голосом обрисовываю ситуацию, прошу отвезти меня в инфекционную больницу – одна без знания китайского не справлюсь. При этом ни она, ни я не знаем слово «клещ» на английском. Нахожу в переводчике, пересылаю. Она недоумевает: «Тебе надо в больницу, потому что тебя укусил жук?» Объясняю, что это не просто жук, а опасный паразит, который может переносить смертельные заболевания. Недоверчиво расспрашивает: «У тебя отекла нога? Нет? У тебя появилась лихорадка? Нет? Ты задыхаешься? Тоже нет? Джулия, успокойся, ты всего лишь вытащила из ноги клеща». От ужаса начинаю рыдать в трубку. Подруга смягчается, обещает прямо сейчас позвонить доктору, проконсультироваться и перезвонить мне. Кладу телефон перед собой и не свожу с него глаз.
Через 10 минут раздаётся звонок от другой китайской подруги: «Дорогая, мне только что звонила Лили, я знаю, что тебя укусил жук и что ты испугалась. Пожалуйста, успокойся! Тебе не о чем волноваться!» Захлёбываясь в эмоциях и собственном горе (я же, кажется, уже умираю, а Лили, значит, до сих пор не связалась с врачом!), объясняю теперь ей, что этот жук – это самый настоящий клещ и нужно срочно принимать меры, иначе может быть поздно. Слышу в ответ: «Дорогая, ну это же просто клещ! Сколько мы их в детстве на себе с улицы приносили! И что же, после каждого укуса клеща сразу к врачу надо бежать, что ли?!»
На параллельной линии новый звонок и очередная подруга: «Джулия, Лили сказала, что ты расстроена укусом жука. Хочу тебя успокоить: ничего страшного не случилось. Ну с кем не бывает?! Давай вечером сходим поужинать!» Тараторю в трубку, что не могу говорить - жду ответа Лили. Через час она действительно перезванивает. Сообщает, что врач заверил - бояться не стоит, потому что в младенчестве мне должны были делать какой-то укол. В голове мелькает мысль, что китайцев прививают от энцефалита, поэтому они с себя клещей гроздьями стряхивают без последствий, но у нас-то таких инъекций в детстве не делают! Рыдаю об этом подруге. Та сдаётся и соглашается приехать. Только сейчас уже обед скоро, а потом послеобеденный сон, в общем, в половине третьего она за мной заедет.
Эти часы ожидания были самыми долгими в моей китайской жизни. Чтобы скоротать их, открываю интернет в поисках информации. Первое, что читаю - удалить клеща самостоятельно достаточно трудно. Почему же я так легко справилась? Начала высчитывать возможное время укуса. От общежития до аудитории мне идти две минуты. Значит, подцепила паразита по дороге либо до, либо после пары. Назад шла через парк, скорее всего - тогда он на меня и заполз, поэтому как следует присосаться не успел. Получается, что к моменту визита в больницу со времени укуса пройдёт аж 6 часов. Однако то, что врач хотя бы понял, о каком заболевании речь и какой именно жук меня укусил, уже вселяло надежду. Может, меня ещё удастся спасти.
Приезжает подруга, направляемся в больницу. Выясняется, что едем не к тому врачу, которому она сегодня звонила. Паркуемся в больничном дворике. Там же гуляют пациенты: кто с забинтованной головой, кто на костылях. Начинают интересоваться у Лили, что за лаовайку она привезла. Лили эмоционально и с удовольствием пересказывает им историю, начиная со времени нашего с ней знакомства год назад. Когда дошла до момента укуса, вся толпа ринулась на меня в поисках ранки: китайцы просто бесцеремонно задирали подол моей длинной юбки, осматривая ноги. У всех на лицах читаю разочарование: ни отёка, ни сыпи, ни даже покраснения.
Лили переводит мне их вопросы: «У тебя есть чувство жжения? Нет? А онемение? Нет? Ну хоть чешется? Тоже нет? А, ну всё, тогда можем ехать домой – люди говорят – жук был не ядовитым». И направляется к машине, радостно благодаря зевак.
Что? Нет! Стоп! Вот она – больница! Там есть умный врач, мы так близко к цели! «Лили, нет! Я должна попасть к врачу!» - хватаю Лили за руку, умоляюще смотрю в глаза. Обречённо вздыхает. Заходим в больницу. Мы с Лили и все люди с улицы. Кто ковыляет на костылях, кто шаркает с забинтованной головой. Впереди – пост, за которым работают две медсестрички. Подходим всей толпой, Лили приступает к повествованию. В момент, когда люди начинают задирать мне юбку, пытаясь положить мою ногу перед медперсоналом на стол, понимаю – наконец-то Лили рассказывает самое важное. Медсёстры и присоединившиеся к ним санитары слушают с интересом, осматривают место укуса, задают вопросы про лихорадку и общее состояние. Из толпы то и дело раздаётся: «Ни отёка! Ни сыпи! Ни даже покраснения!». Лили с готовностью мне переводит: «Вот видишь, Джулия, это люди с медицинским образованием, они тоже говорят, что ничего страшного с тобой не происходит, тебя просто укусил клещ, теперь мы спокойно можем ехать домой. Что? К врачу хочешь? Ну, дорогая, если все после укуса клеща будут в больницу приезжать, врачи только ими и будут заниматься».
В отчаянии достаю свой последний аргумент – баночку с клещом. Вот! Торжественно поднимаю её над головой: «Не хотите обследовать меня – обследуйте хотя бы этого клеща!»
Толпа замолкает, все уставились на баночку. Молчание прерывает Лили: «Джулия, правильно ли я тебя понимаю: ты привезла в больницу того самого жука? Да? Но... зачем? Что? Ты хочешь, чтобы врач взял у него анализы? Анализы? У жука?!»
Таким образом очень скоро я оказываюсь в кабинете врача. Я, Лили, две медсестры, несколько санитаров и все люди с улицы. Кто слишком медленно ковылял и не поместился в кабинет – с любопытством заглядывает через головы других из коридора.
Старичок-врач (хочется верить – паразитолог или хотя бы инфекционист) с удивлением выслушивает рассказ Лили, крутит в руках прозрачную баночку с клещом, смотрит на мою ногу (люди с улицы уже знают, в какую именно ногу меня укусили и с готовностью, задирая мне юбку, демонстрируют врачу место укуса, комментируя разочарованно: ни отёка, ни сыпи, ни даже покраснения). Наконец, врач говорит, чтобы я забыла об этой истории, отправлялась домой, а клеща по дороге куда-нибудь выкинула. Лили торжественно это переводит, люди вокруг одобрительно выдыхают, врач машет мне рукой, мы с Лили едем в ресторан на ужин к девчонкам праздновать благополучное разрешение инцидента.
Вечером, вернувшись домой, с облегчением (мне же сам доктор сказал, что всё в порядке!) пишу письмо своему мужчине в Петербург. Мой мужчина-врач в этот день отсыпался после ночного дежурства. «Проснётся – почитает – посмеётся вместе со мной» - думала я, строча ему что-то весёленькое в духе того, что вы сейчас читаете.
Здесь следует сделать небольшое отступление и в нескольких словах рассказать о моём мужчине. Мой мужчина – скептик, циник и мизантроп. Да, он врач. Да, он в необходимой степени внимательный и гуманный к своим пациентам. Но на работе его постоянно окружают больные люди, поэтому дома лечить родных он ни в какую не соглашается. Если у меня что-то болит, он предлагает мне сразу это ампутировать. То есть сострадания от него я не ждала, а лишь делилась очередным забавным случаем своей китайской жизни.
Отправляю письмо, спокойно засыпаю. Просыпаюсь в ночи от звонка телефона. На связи мой мужчина, сдерживая негодование: «Юленька, я правильно понял, после укуса клеща тебя не обследовали и не вакцинировали?» Начинаю весело пересказывать ему слова врача, перебивает на полуслове: «Я тебе поражаюсь. То есть когда у тебя прыщик за ухом выскакивает, ты выедаешь мне весь мозг и требуешь сделать тебе узи, а когда тебя кусает клещ, ты спокойно уходишь из больницы? Да ты должна была там в приёмном покое лечь на кафельный пол и орать, что не сдвинешься с места, пока тебя не вакцинируют! Утром же возвращайся в больницу, требуй прививку против энцефалита и срочно отправь клеща на анализы! Поняла меня?! Срочно!»
Вскакиваю с постели, бросаюсь к сумке: вот она – заветная баночка с клещом! Как хорошо, что перед уходом из ресторана я незаметно достала её из мусорного ведра, куда Лили отправила её метким броском после того, как девчонки вдоволь нахохотались.
Ввожу в поисковике: «как сохранить клеща для исследования». Читаю очень внимательно: «Важно сдать клеща на анализ в том его состоянии, которое максимально близко к состоянию паразита во время укуса. С этой целью насекомое нужно поместить в контейнере в холодильник, но не замораживать. Для сохранения патогенных микроорганизмов, находящихся в момент укуса в его тельце, в ёмкость следует положить ватку, смоченную в воде. Также это необходимо, чтобы паразит не погиб от обезвоживания». Делаю всё строго по инструкции, устанавливаю холодильник на нужную температуру.
Приходит сообщение: «Поговорил с коллегами. Возможно, ваш район не эндемичный. Но завтра в больнице сдай вот эти анализы (далее следует длинный список). Пришли мне результаты. Измеряй температуру трижды в день». Если мой мужчина заставляет меня сдавать анализы, да ещё и мерить температуру советует – дело действительно серьёзное. Начинаю паниковать. Тут же приходит новое сообщение: «Не паникуй. Пришли фото укуса». Отправляю. Через полчаса пишет: «Ещё купи в аптеке препарат вот с этим действующим веществом (указано на латыни). Пропей неделю. Спи, не переживай».
Остаток ночи провожу в переживаниях.
Утром нерешительно выхожу из дома. Прекрасно понимаю, что Лили звонить бессмысленно, а с ней у нас только общие китайские друзья. К студентам не обращусь ни за что – не хватало только потерять авторитет в их глазах. Получается, мне больше никто не сможет помочь. Захожу в аптеку. Показываю продавцам сообщение с указанным на латыни действующим веществом необходимого лекарства. Уставились как бараны на новые ворота, написанного не понимают, просят назвать лекарство на китайском. Кажется, китайские медики никогда не изучали латынь. Обречённо бреду домой. Ложусь на кровать. Замечаю у себя первые симптомы энцефалита: ломоту в мышцах ног, общую слабость, быструю утомляемость, головную боль... – всё, как и написано в интернете.
Пишу русской коллеге. Так и так, меня вчера укусил клещ, что делать – не знаю. Прибегает моментально. Ахает, охает. Начинаем думать в две головы. Приносит лупу – разглядывает паразита. Да, говорит, это клещ, сомнений быть не может. Что-то надо делать, нельзя сидеть сложа руки, необходимо срочно вакцинироваться.
Звонит мой мужчина, цедит сквозь зубы: «Что значит не принимают клеща на анализ? Что значит медики не понимают латынь? Ты в Китае или на Марсе? Вокруг тебя люди или инопланетяне? Не выдумывай! Быстро в больницу! Или тебе билет до Петербурга купить?»
Пролистываю список ВиЧата. Наталкиваюсь на контакт девушки, которая год назад вызвалась из очереди в China Mobile помочь мне поменять тарифный план. Как же хорошо, что я её не удалила! «Привет! Помнишь меня? Ты свободна сегодня на ланч? Отлично! Давай встретимся (указываю ближайший к Центральной больнице ресторан)».
За обедом искренне делюсь с ней своими переживаниями. Недоверчиво посмеиваясь, девочка начинает искать инфу в интернете. Удивляется – никогда не слышала, что клещи могут быть опасными. Сама начиталась до того, что в ужасе поволокла меня в Центральную больницу, договорилась в регистратуре о консультации нужного врача, пересказала ему мою историю, а потом перевела его слова, что в нашей части Китая не было зафиксировано ни одного случая заражения клещевым энцефалитом, а вот, например, в провинции Хэйлунцзян, около границы с Россией, там да, такое на каждом шагу.
Тем не менее, клещ жил у меня в холодильнике до конца предполагаемого инкубационного периода. Раз в неделю я открывала баночку, давая подышать ему свежим воздухом, и меняла воду, чтобы он не погиб от обезвоживания. Я заботилась о нём как о домашнем питомце. Чтобы в случае моего летального исхода русские коллеги сдали паразита на экспертизу и поняли, от чего именно я скончалась: от энцефалита, туляремии или болезни Лайма. Однако пронесло, я выжила.
Вы спросите, почему, наконец, именно сейчас у меня появилось время описать события трёхлетней давности? Я вам отвечу: просто китайский врач, который сделал мне сегодня экстренную вакцинацию против столбняка, порекомендовал несколько дней побыть в покое, меньше двигаться и больше отдыхать. Лили привезла меня из больницы домой, сегодня я на работу не пойду. Мой мужчина тоже сказал, что надо лежать и прислушиваться к себе, не подёргиваются ли у меня мышцы в конечностях. Чувствую, что подёргиваются. Но это уже совсем другая история.
P.S.: Никогда, слышите, никогда с размаху не вскрывайте посылки на пункте получения грязным ржавым ножом...
P.P.S.: Байка написана месяц назад, инкубационный период столбняка прошёл. Я снова выжила.
#жизньвКитае #иностранцывКитае #китайскаямедицина